Генетическое разнообразие животных поможет прокормить мир в условиях изменения климата

Животноводы и политики всего мира заинтересованы в использовании биоразнообразия животного мира, чтобы улучшить производство пищи и продовольственную безопасность на перенаселенной планете в условиях глобального изменения климата

Об этом говорится в опубликованном сегодня новом докладе ФАО. Организация, тем не менее предупреждает, что многие ценные породы животных по-прежнему в опасности и призывает к более активным усилиям по устойчивому использованию генетических ресурсов.

Согласно второму докладу «Состояние мировых генетических ресурсов животных для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства», около 17% (или 1,458) пород сельскохозяйственных животных в мире в настоящее время находятся на грани исчезновения, в то время как статус риска многих других (58%) просто неизвестен из-за отсутствия данных о размере и структуре популяций. Почти 100 пород домашних животных вымерли в период с 2000 г. по 2014 г.

Данные по странам показывают, что неразборчивое скрещивание считается основной причиной генетической эрозии. Другие общие угрозы генетическому разнообразию животных — это увеличение использования неместных пород, слабая политика и институты, регулирующие сектор животноводства, снижение роли традиционных систем производства животноводческой продукции и пренебрежение породами, не считающимися достаточно конкурентоспособными.

Европа и Кавказ с одной стороны и Северная Америка — с другой, — это две области с самой высокой в мире долей пород, находящихся на грани исчезновения. В абсолютном выражении наибольшее количество таких пород находится в Европе и на Кавказе.

Обе области характеризуются узкоспециализированными отраслями животноводства, где, как правило, для производства используется всего лишь небольшое количество пород.

Почему так важны вопросы биоразнообразия?

Генетическое разнообразие обеспечивает генетический материал для фермеров и животноводов, с помощью которого они могут улучшить свои породы и адаптировать сельскохозяйственных животных к последствиям изменения климата.

«На протяжении тысяч лет одомашненные животные, такие как овцы, куры и верблюды способствовали укреплению средств к существованию и продовольственной безопасности миллионов людей, — сказал генеральный директор ФАО Жозе Грациану да Силва, — Речь идет о 70% бедного сельского населения мира сегодня».

«Генетическое разнообразие — необходимое условие, чтобы справиться с новыми угрозами», — отметил Генеральный директор, добавив, что доклад будет «способствовать активизации новых усилий по обеспечению того, чтобы генетические ресурсы животных использовались в целях содействия развитию глобальной продовольственной безопасности и оставались доступными для будущих поколений».

Среди главных угроз будущего можно выделить изменение климата, заболевания, давление на земельные и водные ресурсы и меняющиеся потребности рынка. Это делает сохранение генетических ресурсов животных и использование их на устойчивой основе более важным, чем когда-либо.

В настоящее время в сельском хозяйстве и пищевой промышленности используются около 38 видов и 8774 отдельных пород одомашненных птиц и млекопитающих.

Развитие национальных банков генов и улучшение управления

129 стран приняли участие в новой глобальной оценке, которая последовала спустя десятилетие после выхода первой глобальной оценки генетических ресурсов животных в 2007 году.

«Данные, которые мы собрали, позволяют предположить, что по сравнению с первой проведенной оценкой произошло снижение количества пород, находящихся под угрозой исчезновения, — сказала Беате Шерф, эксперт из Отдела животноводства ФАО и соавтор доклада. — В целом правительства активизировали свои усилия, чтобы остановить генетическую эрозию и управлять национальными породами домашних животных более устойчивым образом».

Исследование показало, что правительства, все чаще признают важность устойчивого использования и сохранения генетических ресурсов для сектора животноводства.

Когда ФАО опубликовала первую глобальную оценку в 2007 году менее чем 10 стран сообщали о создании генного банка. Сейчас это число возросло до 64 стран, и еще 41 страна планирует создать подобные банки генов, говорится в новом докладе.

И эти усилия приносят свои плоды, говорят эксперты. «За последнее десятилетие страны Европы вложили значительные средства в строительство общих информационных систем и банков генов в качестве мер безопасности», — сказала Шерф.

Региональное сотрудничество, такое как новая сеть Европейских банков генов (EUGENA) является ключом к улучшению пород в будущем, говорит она, и должно поддерживаться в местах сохранения животных в их естественной среде обитания.

Сохранение на местах также признает культурную и экологическую ценность живых популяций различных пород животных.

Сто семьдесят семь стран назначили национальных координаторов и 78 стран создали несколько многосторонних консультативных групп, чтобы поддержать национальные усилия по улучшению управления генетическими ресурсами животных.

Рост мировой торговли генетическими ресурсами животных

В настоящее время растет глобальная торговля племенными животными и спермой животных, чаще всего ради скрещивания. Многие развивающиеся страны становятся крупными импортерами, а некоторые из них выступают также в качестве экспортеров генетического материала.

Все чаще фермеры и политики в развивающихся странах воспринимают импорт генетического материала как способ повышения продуктивности животных — например, в целях повышения надоев или ускоренного роста животного.

Однако при отсутствии правильного планирования скрещивание может не дать желаемых результатов по улучшению продуктивности, а, наоборот, привести к потере ценных характеристик, позволяющих животным выдерживать экстремальные температуры, выживать при дефиците воды и на больших высотах, потреблять корма низкого качества, преодолевать пересеченную местность и успешно справляться с другими сложными аспектами окружающей среды.

Сложности управления генетическими ресурсами

Для того чтобы улучшить управление разнообразием животных, породы животных и их среда обитания должны быть лучше изучены, говорится в докладе, который показывает, что ввиду отсутствия необходимых знаний некоторые породы часто не используются в полной мере, что ведет к потере генетических ресурсов.

Необходимо отслеживать тенденции в популяциях и возникающие угрозы разнообразию, говорится в докладе.

Изучение тенденций будет иметь решающее значение

Среди основных изменений в секторе в течение последних десятилетий можно назвать стремительное развитие крупных систем производства животноводческой продукции во многих развивающихся странах, сопровождающееся растущим давлением на природные ресурсы.

Южная Азия и Африка -два региона с крайне ограниченными ресурсами — являются домом для многих мелких животноводов и разнообразных генетических ресурсов животных и согласно прогнозам станут основными центрами роста потребления мяса и молока.

Тенденции, подобные этой, являются поводом для беспокойства, поскольку подобный рост спроса в других регионах привел к переходу от мелкого производства, которое поддерживает местное генетическое разнообразие, к крупномасштабному, которое с большей степенью вероятности будет использовать ограниченное число пород и может создать большие проблемы для устойчивого использования и сохранения генетических ресурсов животных.

Изменения в продовольственных системах должны тщательно отслеживаться, чтобы можно было спрогнозировать их влияние на спрос на конкретные виды и породы, наряду с тенденциями в области современных технологий, изменения климата и государственной политики.

Необходимость международного сотрудничества

В то же время, в докладе подчеркивается, что международное сотрудничество остается областью, нуждающейся в улучшении в целях поддержки будущего биоразнообразия животных.

С 2007 года страны начали реализовывать Глобальный план действий в области генетических ресурсов животных, первую согласованную на международном уровне рамочную программу.

Но международное сотрудничество остается на относительно низком уровне среди стран, реализующих план действий, говорится в докладе. Сотрудничество должно быть активизировано и выйти за рамки ограниченного числа двусторонних и региональных научно-исследовательских программ.

Сохранение специальных характеристик крупного рогатого скота породы Пантанейро в Бразилии

Животные породы Пантанейро обитают в Бразилии в Пантанале уже на протяжении 400 лет с момента их завоза туда португальцами. Считается, что они устойчивы к различным заболеваниям, вызванным паразитами, а также к червям и клещам. Они могут выжить в сложных экологических условиях Пантанала, которые включают в себя как наводнения и засухи, так и грубые местные пастбища и нападения ягуара.

В начале ХХ века насчитывалось несколько тысяч крупного рогатого скота, но их количество с тех пор упало до 500 чистопородных животных. Этот небольшой размер особи и сопутствующая потеря генетической изменчивости угрожают подорвать способность породы адаптироваться и выживать.

Коммерческие породы потеряли некоторые вариации генов, связанные с выживанием в суровых условиях, и перемешивание с коммерческими породами является главной угрозой для выживания породы.

Для защиты породы Пантанейро, своих экосистем и собственных средств к существованию коренные жители из района Пантанал объединились с учеными из нескольких бразильских научно-исследовательских институтов для разработки «сырного проекта». Поскольку традиционный «Никола сыр» готовится из молока коров Пантанейро, его производство также находится под угрозой. Однако он может и нести ключ к сохранению породы, обеспечивая людей регулярным доходом и помогая им сохранить местные экосистемы.

Ученые, работающие над «сырным» проектом, помогают определить ценные генетические ресурсы животных с целью их сохранения и разведения.