Мощность и КЛААСсика

Почти 400 л. с. максимальной мощности развивает Axion 950. Однако, несмотря на столь высокую мощность, этот колесный трактор из «конюшни» компании Claas имеет классическую компоновку. Редакция журнала dlz решила проверить, как трактор и его трансмиссия справятся с тяжелой дисковой бороной.

Наиболее популярной на рынке машиной из всей девятисотой серии является 950‑я модель. «По какой причине?» – спросите вы. В основном из‑за высокого тягового усилия. Достигнуто оно благодаря большой колесной базе и широким колесам. А почти все оценки системы управления двигателем и трансмиссией – положительны. Мы решили проверить, как трактор поведет себя в поле с культиватором Tiger 4 MT, предназначенным для самых тяжелых условий работы.

Мощность и КЛААСсика

Шесть цилиндров

Сердцем Axion 950 является 8,7‑литровый неукомплектованный дизельный двигатель производства Fiat Powertrain Technologies (FPT) с системой Common-Rail. Такой же неукомплектованный двигатель, к слову сказать, задействован и в моделях верхнего сегмента линейки Magnum от Case IH. Правда, там функционирует трансмиссия Powershift, которую в следующем году планируют заменить на бесступенчатую трансмиссию собственной разработки.

В тестируемом тракторе установлена бесступенчатая коробка передач Eccom 3.0 от немецкой компании ZF. Однако система управления двигателем и трансмиссией принадлежит Claas и была отработана еще на тракторах серии Xerion. Использование функции снижения оборотов позволяет электронике при практически такой же скорости уменьшать частоту вращения двигателя почти до 1300 об/мин, что снижает расход топлива и уровень шума в кабине трактора. Как можно сэкономить на дизтопливе, мы проверили в двух режимах работы.

Мощность и КЛААСсика

Экономим топливо

Сама фирма Claas для тяжелых полевых работ рекомендует режимы снижения оборотов от 20 до 30%.

Это – допустимый процент снижения оборотов, который может вытянуть на себе трансмиссия. Разумеется, его значение зависит от нагрузки, так что при незначительной нагрузке снижение может быть еще бóльшим. Чем больше процент снижения оборотов (максимальным

является 40%), тем больше передаточное число и тем меньшие обороты нужны для поддержания текущей рабочей скорости. Все это настраивается в терминале управления Cebis, а благодаря графическому интерфейсу последнего сделать это достаточно просто. На полевых работах мы попеременно задавали самый меньший из режимов снижения оборотов (20%) и высший рекомендуемый – 30%. При работе с уже упомянутым культиватором Horsch 4 MT и рабочей глубине 15 см по кукурузной стерне на влажном легком суглинке проблем с мощностью у трактора не возникло.

Уменьшение расхода топлива оказалось просто огромным. В режиме снижения оборотов на 20% потребление Axion 950 составило 72 л/ч при скорости 9,6 км/ч. Погектарный р

асход – 17 л/га. В режиме 30% трактор расходовал на 10 л/ч меньше – около 62 л/ч. Скорость движения тракторанесколько уменьшилась – 8,8 км/ч. Погектарный расход топлива оказался на литр меньше, чем в первом варианте и составил 16 л/га. Погектарная производительность снизилась с 4,24 га/ч до 3,88 га / ч. Мы получили 14‑процентную экономию топлива при 8‑процентном снижении погектарной производительности. С учетом погектарной производительности экономия топливасоставит 5,9 %. Что, согласитесь, неплохо.

Конечно, каждый должен сам решать, работать ли ему в расчете на более высокую погектарную производительность или экономить больше топлива. Однако при уменьшении погектарной производительности стоит учитывать рост прочих затрат (оплата труда, техобслуживание и пр.) в пересчете на гектар. В нашем случае они практически полностью поглотили всю топливную экономию. Однако на более «легких работах», например при работе с короткобазовой бороной, экономия может оказаться существенно больше, чем на тяжелых. Ведь здесь снижение оборотов двигателя уже не будет сказываться столь сильно на скорости движения по полю, а значит, реальная экономия заметно увеличится. Обратим внимание на то, что для тех условий, в которых мы проводили испытания, расход 16 и 17 л/га – весьма хорошие результаты. В этом отношении Axion 950 полностью оправдал наши ожидания.

Данная модель шла в комплектации с каталитическим нейтрализатором отработанных газов. Помимо собственно дизельного топлива при работе расходовался и раствор мочевины AdBlue (5–7% от расхода топлива). Бак для AdBlue вмещает 60 литров. Этого хватает на две заправки топливом.

Мощность и КЛААСсика

Мощность и КЛААСсикаОбщие работыЗа рулем трактора Axion 950 чувствуешь себя хорошо и в поле, и на дороге. Кабина – современная, светлая и по субъективным ощущениям тихая, особенно когда активен один из режимов снижения оборотов. Кстати, кабина, система демпфирования и подвеска задней оси 900‑й серии доступны теперь и на тракторах новой версии 800‑й серии. Многофункциональный джойстик CMotion не только отлично сидит в руке, но и дает возможность без лишних движений оперировать рядом расположенных на нем функциональных кнопок. К эргономике консоли управления в подлокотнике придраться практически невозможно: количество функций, активируемых кнопками, может удовлетворить самого взыскательного механизатора. Что же касается терминала управления Cebis, то здесь, как всегда, все отлично. Не зря его интерфейс считают одним из наиболее понятных.

Заметим, что вследствие большой колесной базы и широких шин обзор вперед в Axion 950 несколько ограничен. Однако до тех пор пока не начнешь работы по пропашным культурам, вряд ли что‑то почувствуешь. Радиус разворота – великоват. От 3,15‑метровой колесной базы и ширины шин передних колес 710 мм ожидаешь большей проворности. Здесь с тракторами родом из США спорить трудно. Хотя последние рассчитаны больше на полевые работы, чем на работы общего назначения. Так что на транспортных работах или на внесении навозной жижи «американцы» зачастую начинают рыскать «мордой». У Axion 950 с этим проблем нет.

Не возникло никаких претензий к системе управления двигателем и трансмиссией и при движении Axion 950 по дорогам общего пользования. Немалая масса трактора практически не ощущалась. Ускорялся он быстро. Только при движении в гору можно было почувствовать, что вперед эти 15,5 тонн (а вместе с балластом и культиватором все 22,5 тонны) под капотом толкают почти четыре сотни «лошадок».

Немного критики заслуживает переключение групп передач. Порой переключение на следующую или предыдущую группу проходило резко и с явно ощутимым рывком. Исправить это можно путем юстировки. Для этого есть возможность ручной установки точки переключения групп «вверх» и «вниз». Нужно отметить и то, что несмотря на длинную колесную базу доступ к двигателю за передней осью ограничен.

Маттиас Мумме, dlz agrarmagazin, ФРГ

Оцените статью
Информационный портал для агробизнеса - Agritimes.ru
Добавить комментарий