Больше 1200 «лошадок» на двоих выдают в режиме максимальной мощности новые зеленые великаны John Deere: колесный 9R и гусеничный 9RT. Наши коллеги из редакции журнала dlz решили проверить, что же в них конкретно нового?
Поле площадью 250 га, где-то в федеральной земле Мекленбург-Передняя Померания (ФРГ). После непростой из-за дождей уборки 2011 года стерня приобрела не золотой, как обычно,а, скорее, коричневый цвет. И вот на этом золотисто-коричневатом стерневом ковре появляется то, что добавляет немного ярких красок: два трактора, имеющих в сумме 1200 л.с. Они – настоящие «широкозахватчики» (а по-другому их назвать трудно). Агрегатируемые с ними почвообрабатывающие орудия на двоих имеют 20 м рабочей ширины. Эти два зеленых гиганта – самые мощные тракторы, которые когда-либо серийно производил John Deere. Новый колесный шарнирно-сочлененный 9560R и его «коллега» на резиноармированных гусеницах 9560RT в режиме максимальной мощности выдают 616 л.с. (97/69/EC) и великолепно подходят к 13-метровой дисковой бороне Gregoire-Besson и 7,5-метровому культиватору TopDown от Väderstad.
Трактор John Deere 9560R
Понятное дело, что разработчики должны были дать этим энергонасыщенным тракторам надежный двигатель. Шестицилиндровый дизельный двигатель с системой Common Rail рабочим объемом 13,5 л, который установлен на новых «девятках», пришелся как нельзя кстати. Есть у него и пара особенностей. Первая – рядная турбина, объединяющая в одном корпусе конструкцию с изменяемой геометрией и классическую турбину. Второй особенностью этого двигателя является внешняя система рециркуляции отработавших газов EGR, которая работает с сажевым фильтром.
Трактор John Deere на резиноармированных гусеницах 9560RT
«Только дизель»В погоне за экологичностью многие производители тракторов, да и не только, пошли по пути использования технологии селективного каталитического восстановления (Selective Catalytic Reduction – SCR). По сути это еще одна жидкость-катализатор под названием AdBlue (NH 2 CONH 2 + H O). AdBlue впрыскивается в выпускной тракт, а затем из-за высокой температуры мгновенно распадается на углекислый газ и аммиак. Общеизвестно, что компания John Deere – приверженец концепции «только дизель», и новые «девятки» не стали исключением.Так что расходов на жидкость AdBlue нет, да и время на ее добавление терять не придется. Для сравнения: на тракторах c SCR это надо делать каждую вторую заправку топливом. Однако есть и минусы. С целью уменьшения выброса CO была снижена температура сгорания, для чего приходится подавать в камеру сгорания часть охлажденных выпускных газов. Теоретически расход топлива будет несколько выше, особенно если двигатель работает не в оптимальном температурном режиме, да и сажевый фильтр нужно регенерировать, а проще говоря «прожигать» каждые 20 моточасов (тоже дополнительный расход топлива). Вместе с тем John Deere предпринял меры по улучшению топливной эффективности двигателя: уже упомянутая рядная турбина и увеличенное рабочее давление форсунок. И если вспомнить, что дали эти меры на 8R во время испытаний ОЭСР в 2011 году (230 г/кВт·ч в режиме максимальной мощности), то становится понятно, что с топливной экономичностью и на новых «девятках» тоже будет все в порядке. К счастью, по эксплуатационным показателям нельзя заметить, что двигатель был излишне «задушен» в угоду экологическим требованиям. По мощности этого уж точно нельзя сказать. Заметим, что трактор лишился основной части своих «звуковых спецэффектов»: на высоких оборотах он больше не ревет. Справедливости ради стоит отметить, что нечто подобное мы наблюдали и на тракторах с SCR. Дополнительный окислительный нейтрализатор, разумеется, слегка приглушает скорость выхода отработанных газов из глушителя.
Плавные передачиЕсли говорить о трансмиссии новых «девяток», то для Германии они идут в базе с коробкой Powershift 18×6 производства компании Funk (максимальная скорость 40 км/ч), которая, несмотря на то что уже некоторое время входит в состав концерна John Deere, поставляет трансмиссии и их компоненты не только для концерна, но и для других производителей тракторов и строительной техники. Передачи могут переключаться во всем диапазоне как под нагрузкой, так и без нее. Рычаг управления находится – как обычно на тракторах John Deere – возле правого подлокотника. Что же касается программного управления работой трансмиссии, то оно производится с помощью терминала. Там можно запрограммировать рабочую скорость, и автоматика будет сама переключать передачи вверх и вниз в зависимости от нагрузки. После активации автоматики на терминале управлять скоростью движения сможет и ребенок: для этого на ручке рычага управления предусмотрено специальное колесико. Само собой, к трансмиссии относится и ВОМ. Если брать колесные с шарнирно-сочлененной рамой и гусеничные тракторы такой мощности, то вроде бы он здесь ни к чему: производительность гидравлической системы достаточна для вращения всего, что только можно навесить или прицепить. Зачем же нужна опция ВОМ на 1000 об/мин? Ответ простой: для больших прицепов-перегрузчиков и широкозахватных почвообрабатывающих и комбинированных орудий и агрегатов с активными рабочими органами.
До девяти тоннВ качестве дополнительной оснастки для «девяток» (в «базу» входит лишь тягловый брус Kat-5) доступен трехточечный механизм навески. Правда, в этом случае 9560R будет соответствовать категории Kat-4/4N. Сам механизм навески имеет облегченный каркас, на который крепятся тяги. Грузоподъемность навесного устройства можно выбрать: 7 или 9 тонн. По производительности же работы гидросистемы новые «девятки» полностью соответствуют своему классу: в стандарте гидронасос может прокачивать 182 л/мин, в качестве опции доступен и вариант с 295 л/мин – все это при рабочем давлении 200 бар. Что же касается гидрораспределителя, то через каждый из шести потоков (в серийном оснащении их четыре) можно пропустить до 140 л/мин, что достаточно для использования с любым орудием или агрегатом. Каждым из потоков можно управлять по времени и подаче. Делается это на терминале в разделе меню «Управление гидравликой». Попасть в этот пункт меню также просто: достаточно нажать лишь одну кнопку.
Кабина первого классаПять ступенек лестницы – и вы попадаете не в кабину, а на «седьмое небо». Конечно, сказано это образно, да и относится, прежде всего, к обзорности новой кабины CommandView II. Хорошая обзорность, обеспеченная концепцией четырех стекол, переработанные эргономика и внешний вид, а также низкий уровень шума. Что еще можно требовать от трактора? Хотите кресло с системой активной адаптации? Пожалуйста, можно заказать. Хотя, по правде говоря, и стандартное кресло очень комфортно: тут есть даже регулируемый подголовник, что прочем типично для всех машин данного производителя. Дело доходит то того, что под заказ можно получить комплектацию с кожаной обивкой кресла и руля. Позаботились здесь и сиденье сопровождающего. Его размеры не оставляют сомнений в том, что тут не станет тесно. Так что с точки зрения эргономики добавить что-то здесь будет сложно. Панель управления CommandArmc отдельной секцией кнопочных переключателей перекочевала на «девятки» с машин восьмой серии. Все функции доступны для вызова напрямую с помощью кнопок панели управления или касанием кнопок сенсорного экрана GS3 CommandCenter. Помимо этого можно перепрограммировать, какие ярлыки быстрого доступа будут отображаться и какие функции будут доступны. Хороша контрастность монитора – все отлично считывается. Да и экран не отсвечивает. Если потребуется использовать систему автоматического управления, то при заказе надо выбрать новый опциональный терминал GreenStar 2360. Благодаря Isobus-подключению он может управлять не только трактором, но и агрегатируемым с ним орудием. Конечно, использованным в нашем тест-драйве почвообрабатывающим орудиям такая возможность не очень нужна.
Поехали?Если вы ни разу не сидели за рулем американского трактора с шарнирно-сочлененной рамой, то при осмотре органов управления вас может удивить отсутствие обычной педали «газа», что имеет место и в новых«девятках»: «газ» только ручной. Отвечающая за него рукоятка находится с краю правого подлокотника, что весьма удобно. Для кратковременного снижения оборотов двигателя, например при движении по поворотной полосе, есть расположенная на полу кабины удобная ножная кнопка. Ну и терминал GS3 тоже может влиять на обороты двигателя. Это сделано, например, для поддержания достаточной производительности гидросистемы: ведь частота вращения вентиляторов широкозахватной пневматической сеялки не должна «проседать» ни на секунду ни до, ни после начала разворота. При транспортных работах эта функция абсолютно не нужна. Чем же в движении отличаются колесный 9560Rи гусеничный 9560RT? У каждого есть свои «плюсы» и свои «минусы». Начнем, пожалуй, с колесного. Огромные колеса запросто демпфируют как большие, так и мелкие неровности на поле. Это плюс. Но стоит навесить на трактор тяжелое орудие или агрегат и посмотретьна поведение на поворотной полосе, как становится заметным раскачивание всей этой многотонной комбинации. Помимо этого, при работе системы автоматического вождения отчетливо заметны дерганые срабатывания системы подруливания при коррекции сигнала GPS. Однако по словам представителей John Deere к серийному выпуску этот недостаток будет устранен. Гусеничный RT подобного поведения системы подруливания не продемонстрировал: все гладко. При езде по неровностям ощущений, близких к понятию «верхом на бешеной табуретке», нет и в помине благодаря наличию пневмоподвески ходовой части AirCushion (на каждую сторону приходится по два пневмобаллона и по одному пневмодемпферу). Все это нам очень понравилось: ведь комфорт управления – извечная тема для критики любого гусеничного трактора. Конечно, если говорить о движении по дороге, то плюсов нет. Хотя, что «забыл» гусеничный трактор на дороге? Что же касается проходимости и маневренности, то тут первенство стоит отдать RT. Он и на месте может крутиться. Однако на поворотной полосе все не так просто: колесный не оставляет после себя отвалов, которые придется потом разравнивать.
ВыводыНовые «девятки» от John Deere являются без сомнения мощными машинами, производящими сильное впечатление. По сравнению с предшественниками у них изменился не только дизайн. Используемая John Deere альтернатива технологии SCR является еще одним «плюсом» новых тракторов. Новая кабина привносит еще больший комфорт, ставя «девятки» в авангард этого класса тракторов. Список базовой комплектации заставляет задуматься лишь об одном: «А разве сюда можно еще что-то добавить?» Хотя после просмотра длинного списка опций, становится понятно, что это все же можно сделать. При всей интеллектуальности нельзя назвать «девятки» излишне перегруженными электроникой. А значит, эти «широкозахватчики» в зеленых мундирах с желтыми полосками свое место в поле найдут точно.