Не делать исследования ‒ слишком дорого

Экспресс-методы на службе оценки безопасности кормов

Эксперт по оценке безопасности и качества кормов ФГБУ «Ленинградская межобластная ветеринарная лаборатория» предупреждает специалистов животноводческих хозяйств, что в последние годы участились случаи появления на рынке кормовых продуктов фальсификатов рыбной и мясокостной муки, соевого шрота, аминокислот и витаминов. Подробно об этом и многом другом рассказали начальник отдела безопасности и качества кормов Владимир Васильевич Богомолов и заведующая лабораторией биологической безопасности кормов и ветеринарных препаратов Елена Яковлевна Головня.

Не делать исследования ‒ слишком дорого

– Эта проблема возникла в конце 90-х годов, с переходом на рыночную экономику. Дело в том, что в советское время комбикорм выделяли по фондам (за каждым комбикормовым заводом были закреплены определенные хозяйства-потребители), ‒ рассказывает Владимир Васильевич, ‒ так что не было особого смысла фальсифицировать продукцию. Все изменилось в первые годы перестройки. Началось все с рыбной муки – ее высокая стоимость напрямую зависит от количества усвояемого белка. В дорогостоящий продукт начали подмешивать более дешевые добавки, в первую очередь такие синтетические азотистые соединения, как карбамид, от которых снижалось не только качество, но и безопасность продукта: он мог стать причиной отравления высокопродуктивных моногастричных животных и птицы. В карбамиде высокое содержание азота, но нет аминокислот. Более безопасный вариант – частичная подмена рыбной муки натуральными добавками: перьевой и мясокостной мукой, соевым шротом, отрубями. Это снижает питательную ценность продукта и его конверсию. Однако мясокостная мука из КРС может также представлять собой опасность из-за губчатой энцефалопатии. Позже на рынке появились и другие фальсификаты дорогостоящих ценных кормовых средств: соя и продукты ее переработки, белково-витаминные добавки и мука животного происхождения.

Не делать исследования ‒ слишком дорого

С целью выявления фальсификатов рыбной муки специалисты нашей лаборатории разработали схему комплексной оценки качества этого продукта, – объясняет начальник отдела безопасности ФГБУ «“Ленинградская межобластная ветеринарная лаборатория». ‒ В нее вошли оценка подлинности и усвояемости белка с помощью физико-химической экспертизы, установление соотношения аминокислот методом высокоэффективной жидкостной хроматографии, а также арбитражный метод микроскопической оценки состава продукта и выявление посторонних и опасных примесей минерального и органического происхождения.

– Насколько я знаю, прошедшей зимой одно предприятие отказалось от закупки крупной партии соевого шрота, так как при исследовании в вашей лаборатории выяснилось, что продукт не соответствует нормам сразу по нескольким показателям…

– Совершенно верно, – подтверждает Богомолов. ‒ Данный образец поступил из Китая. При анализе наши специалисты обратили внимание, что содержание в нем сырой клетчатки составило 20% (при норме по ГОСТ – от 4 до 8%); содержание сырой золы в 1,5 раза превысило норму (11% при норме не более 7,5%). Массовая доля сырого протеина ‒ свыше 57% (при норме 42-54%), тогда как усвояемый белок (по Барнштейну) не превышал 6%. Это свидетельствует о том, что столь высокий показатель получен за счет добавки небелкового азота. Такой соевый шрот опасно использовать в рационе свиней и птицы. Соевый шрот не соответствовал ГОСТу и по ряду других показателей, а также содержал посторонние растительные примеси в количестве, исключающем уровень их случайного попадания в продукт. Полученные результаты и оценка качества данной партии соевого шрота помогли заказчику принять решение об отказе от ее закупки.

– Исследования кормовых добавок по показателям питательности и безопасности – это основное направление работы вашего отдела?

– Наш отдел безопасности и качества кормов уникален для России. Мы специализируемся на экспертизе кормов более 20 лет. У нас работают специалисты высокой квалификации: химики-аналитики, биохимики, микробиологи, микологи, токсикологи, ветеринарные врачи, зоотехники. Пятеро из них имеют ученую степень. В отделе есть аккредитованный эксперт по оценке качества кормов. Поэтому результаты экспертизы качества и безопасности кормов могут быть основанием для составления сбалансированных и, главное, безопасных рационов с высокой конверсией и питательной ценностью. При обнаружении серьезных отклонений от нормативов мы можем проконсультировать заказчика о возможных последствиях применения некачественных кормов и подсказать, какие еще исследования необходимы, чтобы выяснить природу обнаруженного фальсификата. В нашем отделе есть возможность исследовать более ста показателей безопасности и качества разных видов кормового сырья и готовых комбикормов, включая аминокислотный и витаминный состав, а также состав микро- и макроэлементов. Помимо исследований широкого спектра показателей, в лаборатории на базе ФГБУ «Ленинградская МВЛ» работает также орган по сертификации кормов.

Не делать исследования ‒ слишком дорого

– Владимир Васильевич, сотрудники вашего отдела участвуют в освоении и внедрении в практику исследований новых методов?

– Конечно. Как я уже говорил, все они – люди с высшим образованием, пятеро пришли в отдел из науки и имеют склонность к аналитической творческой работе. А потребность осваивать новые востребованные методы исследований есть всегда, ведь жизнь не стоит на месте. Вот один пример: четыре года назад на российский рынок стал поступать аналог аминокислоты метионина из США. На тот момент в нашей стране еще не были разработаны методики определения природы происхождения этого продукта, в то время как комбикормовые заводы уже начали закупать его. При анализе аминокислотного состава синтетический метионин, представляющий собой соль, не обнаруживался по стандартной хроматографической методике. Поэтому невозможно было подтвердить наличие метионина в составе кормового продукта и рассчитать его количество для оценки сбалансированности аминокислотного состава. Наш специалист – к.б.н. Сергей Иосифович Снарский освоил необходимую методику, получил сертификат на право проведения такого исследования, благодаря чему наша лаборатория теперь может идентифицировать метионин ‒ как природного, так и синтетического происхождения.

Приведу и другой пример. В связи со случаями обнаружения коровьего бешенства сегодня запрещен ввоз в Россию кормовых продуктов, содержащих ДНК жвачных животных. А ведь иногда в состав кормов включают безопасную, но так необходимую для формирования у молодняка свиней полезной микрофлоры кишечника молочную сыворотку, в которой тоже есть упомянутая ДНК. Чтобы решить проблему, заведующая лабораторией биологической безопасности кормов и ветеринарных препаратов Елена Яковлевна Головня наряду с микроскопией комбикорма с целью подтверждения отсутствия в нем тканей жвачных животных освоила метод иммуноферментного анализа количественного обнаружения белка молочной сыворотки – бета-лактоглобулина. Его количество, соответствующее в пересчете на норму ввода в комбикорм молочной сыворотки, согласно рецептуре подтверждает тот факт, что источником ДНК жвачных животных в комбикорме является только молочный продукт, разрешенный в качестве добавки.

– Вопрос к Вам, Елена Яковлевна. Лаборатория биологической безопасности кормов и ветеринарных препаратов, которой Вы руководите, оснащена оборудованием, позволяющим быстро и точно проводить исследования. В чем ее уникальность?

– Она основана на базе старейшей ветеринарной лаборатории в России. Ежегодно мы приобретаем современное оборудование, в котором возникает потребность в связи с освоением новых методов анализа. Это позволяет нам не отставать от других лабораторий – идти в ногу со временем. Если говорить о выявлении фальсифицированной продукции, то для этой цели в отделе есть микроскопы с широким набором функций. Европейские специалисты с помощью таких микроскопов определяют только наличие или отсутствие в корме тканей теплокровных животных. Мы пошли дальше в освоении методик выявления фальсификатов. В 2009 году я прошла обучение по способам идентификации состава кормов и выявления основных видов их фальсификатов. Сегодня это очень актуально, так как увеличивается количество недобросовестных поставщиков, которые поставляют на рынок корма, не соответствующие по составу своему названию, подменяющие ценные дорогостоящие ингредиенты на более дешевые синтетические аналоги или органические наполнители с низкой питательной ценностью. Тогда же мы собрали коллекцию стандартных образцов таких добавок растительного, животного и минерального происхождения. Сравнивая их с исследуемым рабочим образцом продукции и анализируя полученные результаты, мы можем оценить безопасность включения его в рацион, его подлинность и соответствие наименованию, указанному в сопроводительных документах. На сегодня такие исследования проводят только в ФГБУ «Ленинградская МВЛ».

– Наша лаборатория хорошо оснащена жидкостными и газовыми хроматографами, атомно-абсорбционными спектрофотометрами, – добавляет ее коллега Богомолов.– Эта техника позволяет точно и быстро определить содержание аминокислот, микро- и макроэлементов, витаминов, ветеринарных препаратов и других составляющих. Применение дополнительных биохимических и иммунологических методов исследований помогает исключить ошибки при оценке качества кормов. Например, внедрение Еленой Яковлевной в практику иммуноферментного экспресс-анализа позволило ускорить обнаружение в кормах микотоксинов, а также анализировать содержание таких витаминов группы В, количество которых исчисляется несколькими миллиграммами, а то и микрограммами на тонну премиксов.

– Еще один метод анализа безопасности кормов – определение их общей токсичности с использованием биотестов на простейших, – продолжает заведующая лабораторией биологической безопасности кормов и ветеринарных препаратов. ‒ Это методика из арсенала наших экспресс-исследований, позволяющая получить быстрый и точный результат, что очень важно, когда дело касается безопасности продукта. Благодаря ей мы можем оперативно выявить появление на российском рынке токсичного товара. Метод позволяет оценить совокупное негативное воздействие всех токсинов, присутствующих в корме, на организм животного или птицы.

– Увеличилось ли за последние годы количество недоброкачественных кормов на российском рынке?

– Если говорить о токсикологических показателях, то следует учитывать сезонность нашего климата, – говорит Елена Яковлевна Головня. ‒ Кроме того, у нас в стране стали более влажными и теплыми зимы, при том что способы хранения сырья для изготовления кормов остались прежними. Как результат – высокий процент зараженного плесенями зерна, из которого затем получается некачественный корм с заниженной питательностью. Мы уже лет десять ведем статистику, согласно которой количество такого продукта составляет до 30% от общего урожая зерновых. Что касается количества токсичных по результатам биопробы кормов, то оно в Ленинградской области перестало существенно увеличиваться с тех пор, как был введен постоянный входной контроль сырья для производства комбикормов на семи комбикормовых заводах области. Уровень токсичных кормов стабильно держится на общеевропейском уровне – 5-7% от общего количества исследованных в нашей лаборатории комбикормов.

– Основной поток некачественной продукции хлынул на рынок в начале 90-х. Тогда мы участвовали в разработке системы, которая позволяла отследить качество производимых комбикормов: эксперты регулярно выезжали на заводы, чтобы взять образцы на исследование. Эта система по своей сути соответствовала принципам ХАССП. Сегодня производители работают в условиях конкуренции: в принципе, им невыгодно выпускать плохую продукцию, ведь можно потерять потребителя. Для этого на комбикормовых заводах вводятся штатные единицы специалистов по качеству, которые часто прибегают к услугам нашей лаборатории. При условии увеличения объема исследований продукции, поступающей от предприятий, аккредитованных ХАССП, можно сделать оптимистичные прогнозы относительно развития рынка комбикормов, – резюмирует Богомолов.

– Исходя из последних исследований, о чем бы вам хотелось предупредить покупателей комбикормов?

– Во-первых, за последний год, в связи с перечисленными выше причинами, в частности, изменением климатических условий, появилось много фуражного зерна (например, кукурузы), которое содержит запредельные дозы микотоксинов, опасных для нервной системы и желудочно-кишечного тракта животных. Во-вторых, участились случаи появления на рынке фальсифицированной продукции, – констатирует Елена Яковлевна.

– В заключение хотелось бы процитировать одного профессора, на семинаре которого мне довелось недавно присутствовать. «Не делать исследования – дорого». С ним нельзя не согласиться. Судите сами: аминокислоты и витамины стоят дорого, и купить продукцию, в которой они якобы содержатся, а в действительности отсутствуют – значит, выбросить деньги на ветер, – завершает беседу Владимир Васильевич. ‒ Гораздо выгоднее отдать комбикорм на исследование, прежде чем покупать большую партию.

Агробезопасность, №21

Читайте также:

Rate article
Информационный портал для агробизнеса - Agritimes.ru