Продовольственная безопасность, импортозамещение, санкции, отечественное производство – эти темы особенно актуальны в свете нынешних мировых политических и экономических событий. И сельхозмашиностроение – одна из важных отраслей, определяющих экономику России. О состоянии этой отрасли, проблемах и достижениях машиностроителей портал AgriTimes.ru беседует с Президентом Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Константином Бабкиным.
— Константин Анатольевич, какую оценку Вы дадите нынешнему состоянию отечественного сельхозмашиностроения?
— Положение можно охарактеризовать как неплохое. Правда, не по всем видам продукции сельхозмашиностроения. Продажи комбайнов и тракторов выросли, а навесных орудий – снизились примерно на 25 процентов. В прошлом году тенденция была обратной. Объяснить это можно тем, что прошлый год был тяжелым для крестьян в финансовом плане, и они не могли потратить деньги на дорогие сельхозмашины. А в этом – и урожай на уровне, и цены достаточно высокие, что и способствовало более масштабным инвестициям. В целом рынок развивается нормально.
Константин Бабкин, Президент Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш». Фото из Библиотеки изображений «РИА Новости»
— Чем можно объяснить снижение спроса на импортную технику? Может быть, банальной закредитованностью сельхозтоваропроизводителей?
— Закредитованность сельхозпроизводителей одинаково тяжело ложится на плечи как отечественных, так и иностранных производителей сельхозтехники. Это общая проблема. Но объем импорта действительно сокращается. В частности, в 2012 году из Германии было ввезено техники на сумму 831 миллион долларов, в 2013-ом – 750 миллионов, а в этом году, по прогнозам Росагромаш, импорт машин из Германии не превысит 550 миллионов долларов.
Я вижу несколько причин. Во-первых, удешевление рубля, что делает российскую технику более доступной и конкурентноспособной по сравнению с иностранной. И некоторые защитные меры, введенные на уровне правительства, в частности квоты на ввоз комбайнов. В прошлом году вступило в действие постановление Правительства РФ № 1432 о субсидировании 15-процентной скидки для техники, произведенной в России.
Но есть и ряд негативных факторов: повышение налогов, ставки Центробанка, рост цен на ресурсы на российском рынке. Все это снижает конкурентноспособность отечественного машиностроения. Тем не менее тенденция для российских машиностроителей складывается положительно.
— Вы упомянули квоту. В этом году она ограничивает ввоз зарубежных комбайнов в объеме 424 единиц, но реальные поставки оказались меньше в разы. Можно ли это объяснить завозом «серых» комбайнов, разукомплектованных на более мелкие узлы?
— Квота работает неидеально. Проблема в том, что поставщики импортных комбайнов открыли в нашей стране сборочные предприятия и ввозят крупные узлы, называя их запчастями и собирая машины без особых трудовых затрат. Фактически они обходят это ограничение со стороны государства. Объем ввоза «серых» комбайнов достигает примерно 1000 единиц в год.
— Как Вы относитесь в отверточной сборке?
— Проблема состоит в том, что многие такие предприятия работают, не достигнув серьезного уровня локализации. Это похоже на досборку российских комбайнов у дилеров: прикручивают колеса, устанавливают кабину, навешивают жатку. Но некоторые зарубежные компании называют это не сборкой, а производством. Используя такую риторику, они получают доступ к государственным программам поддержки сельского хозяйства, в частности к закупкам Росагролизинга. Выходит, на деньги российских налогоплательщиков фактически продвигается иностранная техника. Есть попытки получить 15%-ю скидку, организовав псевдосборочное предприятие. Считаю несправедливым, что подобные сборочные производства зачастую получают доступ к государственному финансированию. Это ставит настоящих российских производителей сельхозтехники в условия неравной конкуренции. Они платят гораздо больше налогов, за счет которых в конечном счете государство усиливает конкурентов.
Отдельно хочу сказать о Беларуси. Там машиностроители получают большие субсидии. Государство поставляет в Россию комбайны «Гомсельмаш» с отсрочкой платежа на 3 года без процентов. Российские производители техники не могут позволить себе такого: из-за процентных ставок стоимость наших машин возрастает на 40%. Фактически получается, что Беларусь дает 40%-ю скидку за счет финансирования из бюджета. И не факт, что из белорусского, потому что страна получает кредиты от России, а потом направляет деньги на усиление неравной конкуренции с российскими производителями. Об этой проблеме много говорят, но пока не решают. В то же время для нашей техники белорусский рынок закрыт. Официальных распоряжений вроде бы не было, но мы не можем поставить туда ни одного комбайна или трактора.
— Есть ли точные критерии локализации производства?
— По одним программам есть, по другим – четких критериев нет, все очень расплывчато и субъективно. Так, по программе субсидирования 15-процентной скидки условия прописаны довольно четко: сварка, сборка, покраска основных узлов и комплектующих в России и другие, благодаря чему работает механизм поддержки российских производителей машин. Критерии-то есть, но не все их признают, например упомянутый Росагролизинг, многие региональные подразделения Минсельхоза, которые за счет государственного бюджета продвигают импортную технику.
В Китае государство субсидирует до 60 процентов стоимости техники, для чего существует каталог такой продукции. Предварительно она проходит испытания, налаживается сервисная сеть, достигается высокий уровень локализации, обязательно учитывается количество рабочих мест.
В Бразилии уровень локализации должен составлять не менее 60 процентов. Иначе производитель не получит 25-процентную государственную субсидию. Такой подход существует во многих странах.
— В Ассоциации Европейского бизнеса условия получения федеральных субсидий считают «дискриминационными» по отношению к иностранным производителям сельхозтехники. А что думаете Вы?
— Субсидии можно получить, если компания размещает производство в России, создает рабочие места и выполняет ряд других условий. Слово «дискриминационные» – здесь не совсем верно, лучше сказать «стимулирующие производство в нашей стране». Вот и все. Это логичное решение для многих стран, о чем я уже говорил выше.
— По словам производителей техники, в России трудно найти качественную сталь. А если найдешь, то она в разы дороже импортной. Значит, импортировать выгоднее?
— В нашей стране делают качественную сталь. Но ситуация такова, что ее вывозят за границу, после чего она возвращается уже в виде готовых изделий. К сожалению, производить комплектующие у нас пока невыгодно. Все упирается в завышенные кредиты, налоги, дорогие ресурсы, отсутствие защиты рынка и поддержки экспорта. Этот бизнес недостаточно привлекателен. Здесь требуется государственное решение.
— От чего мы не можем отказаться и вынуждены закупать за рубежом?
— Обращаясь к примеру Ростсельмаша, скажу, что ничего такого критического нет. Аграрии сами принимают решение, какой установить, например, двигатель на комбайн или трактор – иностранный или отечественного производства. То же самое касается гидравлической системы, шин и некоторых узлов. Это больше вопрос цены–качества.
Российские производители самостоятельно разработали и освоили производство более 3000 новейших моделей сельхозтехники. А насколько востребована эта техника? Штамп «Сделано в России» пока не стал синонимом надежности и качества. Или Вы можете с этим поспорить?Любое утверждение легко подтверждается или опровергается практикой. Так вот, наши зерноуборочные комбайны востребованы не только в Восточной Европе, их собираются приобрести и в Америке, и в Германии, где они уже успешно прошли испытания. А рынок там достаточно требовательный.
Производство же новых моделей свидетельствует о том, что отрасль жива, выдает новые продукты. Покупателя-то не обманешь, он все просчитает, прежде чем сделать выбор.
— Но покупатель с деньгами приобретает импортные машины…
— Это тоже миф. Человек, который зарабатывает деньги в сельском хозяйстве (и это надо подчеркнуть) и считает каждый рубль, в большинстве случаев приобретает российскую технику. Как правило, если люди легко расстаются с большими деньгами, значит, они им легко достались в ходе каких-либо операций. Однако подобные барские замашки проявляются все реже.
— Каковы тенденции экспорта российских сельхозмашин?
— Последние лет пять экспорт постепенно растет, но не такими темпами, как хотелось бы. Его объемы еще невелики – около 180 миллионов долларов. Что мешает? Дорогие кредиты как следствие политики Центробанка. А ведь 12% сельхозтехники продается в кредит. Если говорить о покупателях, например, в Казахтане или Узбекистане, то российские кредитные деньги им обходятся очень дорого. Чтобы расплатиться через 3–5 лет, потребуется вернуть деньги из расчета 15% годовых, в лучшем случае десять. При таком раскладе наша техника, взятая в кредит, за 7–10 лет дорожает примерно на 80%. А западные компании дают кредиты с отсрочкой и под 4%. В России до сих пор нет эффективно действующей поддержки экспорта.
— Тогда почему он растет?
— Потому что наша техника суперконкурентноспособная – все хотят на ней работать. Даже вопреки сложившимся финансовым условиям. Иногда аграриям удается взять кредит в Европе, чтобы закупить нашу технику. Но это, скорее, исключение, чем правило.
— Какие первостепенные шаги, по Вашему мнению, должно предпринять государство, чтобы реально поддержать российских сельхозмашиностроителей?
— Изменить экономическую политику. Сосредотачивать свои усилия не на поддержке ВТО, не на борьбе с инфляцией, не на накоплении фондов, а на содействии производителям, создании рабочих мест. Не повышать налоги, процентные ставки Центробанка, как это сейчас происходит, а радикально их снижать, чтобы производители стали конкурентноспособными. Эффективно защищать рынок сельхозмашин и продовольствия по примеру китайских и бразильских товарищей, о чем мы уже говорили. Сделать прозрачной систему и правила распределения субсидий и дотаций в сельском хозяйстве, чтобы люди вкладывали деньги не в отношения с чиновниками, а в развитие своего бизнеса. Если государство решит все эти проблемы решит, то производство у нас забурлит.
— А от самих машиностроителей что-то зависит?
— Им нужно быть ближе к потребителю, налаживать сервисную сеть, делать более прогрессивные мощные надежные изделия. Люди хотят работать, и им нужно создать условия. Постепенно российские чиновники понимают, что нельзя жить только за счет экспорта нефти – нужно еще что-то производить. И общественное мнение все более к этому склоняется.
— Наверное, нынешние санкции с обеих сторон будут только на руку и машиностроителям, и аграриям…
— Может быть, на руку и не будут, но для прочистки мозгов они сработают точно.
Беседу вела Светлана Гришуткина