28 апреля в Совете Федерации состоялось важное с глобальной точки зрения мероприятие: круглый стол «»Зеленая» экономика как основа устойчивого развития России: взгляд государства и бизнеса». В заседании принимали участие и сотрудники компании Unilever, известной своим трепетным отношением к окружающей среде. Порталу AgriTimes удалось задать несколько вопросов Дэйву Хьюзу, старшему вице-президенту по поставкам Unilever в регионе Россия, Ближний Восток, Северная Африка, Турция и Израиль.
— Скажите, что вы понимаете под «устойчивым развитием сельского хозяйства» и «Зеленой экономикой»? Как это понятие связано с экологией?
— Понятие устойчивого сельского хозяйства означает для нас возможность многократного (фактически, постоянного) использования полей без потери плодородных качеств земли. Сельским хозяйством нужно заниматься таким образом, чтобы не разрушать экосистему, сохраняя ее для будущих поколений.
Существует одиннадцать критериев, по которым мы оцениваем «здоровье» и устойчивость сельского хозяйства: начиная от параметров использования энергии и воды, до социальных условий, в которых живут и работают сотрудники сельхозпредприятий.
Повсюду, где возможно, мы взаимодействуем с внешними организациями, применяющими сертифицированные стандарты и нормативы к ведению устойчивого сельского хозяйства. Так, мы состоим в RSPO (Круглый стол по устойчивому развитию индустрии пальмового масла), а также работаем с Rainforest Alliance по линии чая. Там, где нет возможности сотрудничать с подобными организациями, мы устанавливаем собственные стандарты с тем, чтобы обеспечить выполнение поставленной цели. Цель же у компании Unilever такова: к 2020 году мы планируем получать 100% сельскохозяйственного сырья для производства пищевой продукции из возобновляемых источников, то есть, устойчивым образом.
Что касается темпов выполнения этой задачи, то уже сегодня 48% всех сырьевых ингредиентов для пищевой продукции поступает из возобновляемых источников, от добросовестных поставщиков. Еще недавно мы планировали достигнуть к концу 2015 года 50% по этому показателю, но уже сейчас очевидно, что эти планы мы перевыполним.
В России мы работаем в основном с поставщиками подсолнечного масла. В прошлом году мы обучали их принципам нашего Кодекса устойчивого сельского хозяйства (SustainableAgricultureCode), помогая им перестроиться и успешно пройти аттестацию, которую проводит для нас партнерская организация – ControlUnion . В конце прошлого года уже 25% подсолнечного масла поступало нам от таких сертифицированных поставщиков. Рассчитываем, что к концу 2014 года эта цифра достигнет 50%. Подсолнечное масло является основным ингредиентом для соусов и майонезов, которые мы производим, в том числе, в России, и мы верим в то, что для российского потребителя немаловажно, каким способом это подсолнечное масло было получено!
Говоря о сельском хозяйстве, нельзя не упомянуть одну из наших дополнительных целей: мы стремимся содействовать прекращению вырубки тропических лесов, планируя в скором будущем довести этот показатель до нуля. Насколько мы все понимаем, 15% выбросов парниковых газов происходят из-за того, что вырубаются леса. В последней версии нашего Плана устойчивого развития и повышения качества жизни мы особо отметили этот аспект.
Сельское хозяйство и вырубка тропических лесов — одни из главных причин выброса парниковых газов. Существует прямая связь между улучшением экологической ситуации и ведением сельского хозяйства устойчивыми методами. Мы, например, убеждены, что весь мир может получать пальмовое масло, избегая уничтожения лесов. Над этой проблемой мы и работаем вместе с другими участниками Круглого стола по устойчивому развитию индустрии пальмового масла.
— Как, на Ваш взгляд, в рамках устойчивого развития страны могут взаимодействовать государство и бизнес?
— Компания Unilever поставила перед собой амбициозные цели в рамках Плана устойчивого развития и повышения качества жизни. Однако мы убеждены в том, что если будем пытаться достичь их самостоятельно, то потерпим поражение. Поэтому мы предпочитаем взаимодействовать с неправительственными организациями, с бизнесом, средствами массовой информации и конечно, с органами государственной власти, чтобы прийти к нашим общим целям. Как гласит японская поговорка, одно обещание нарушить легко, а десять обещаний — сложнее. Поэтому нам необходимо сотрудничать с другими участниками устойчивого развития.
Какую поддержку мы бы хотели видеть от государства? Необходима благоприятная законодательная среда, которая поощряла бы пионеров, внедряющих устойчивые технологии, инвестирующих в новые энергосберегающие технологии и, с другой стороны, призывала бы к ответственности тех, кто нарушает элементарные нормы экологического законодательства и не следует лучшим практикам. И конечно, в целом нужно переписать правила игры для бизнеса: соблюдение устойчивых практик должно вознаграждаться.
—В чем заключается стратегия Unilever, позволяющая снизить нагрузку на окружающую среду?
— Наше видение задач четкое и ясное: мы хотим удвоить объемы нашего бизнеса, снизив при этом вдвое свое воздействие на окружающую среду. Это весьма амбициозная цель, в то же время мотивирующая компанию как и изнутри, и снаружи. Когда мы говорим о снижении нашего воздействия на окружающую среду, мы имеем в виду не только выбросы наших фабрик или другие последствия наших внутренних бизнес-процессов. Мы оцениваем воздействие комплексно, по всему жизненному циклу нашей продукции в целом, начиная от получения ингредиентов («от поля») и заканчивая моментом утилизации нашего продукта потребителем («до мусорного ведра»).
Unilever реализует программы по устойчивому развитию по всем направлениям, работая с поставщиками сырья и упаковки, партнерами по бизнесу, клиентами в розничной торговле. За пять последних лет выбросы СО2 на наших фабриках по всему миру снизились на 32% с тонны произведенной продукции, а расход воды – на 29%. Три четверти наших фабрик во всем мире отправляют неопасные отходы не на захоронение, а на переработку. В России, например, уже 57% отходов производства отправляются с наших фабрик на переработку.
Есть у нас программы и по экологизации логистики. Например, с 2008 года в Европе мы снизили километраж логистических операций по доставке нашей продукции примерно на 100 миллионов километров.
— В каких странах у компании Unilever есть опыт внедрения «зеленых» стандартов?
— Во многих . В качестве примера можно привести Россию, где в прошлом году на территории производственного кластера Unilever в Санкт-Петербурге мы ввели в строй новую станцию по очистке промышленных вод. В этот проект мы инвестировали свыше трех миллионов евро. Инновационные технологии мембранной биореакции и ультрафильтрации уже позволили на 80% повысить качество отработанной воды. В апреле этот проект получил премию «Чистые воды Балтики» от Водоканала Санкт-Петербурга.
Среди международных проектов можно назвать следующие: два года назад мы запустили в производство кондиционер для белья ComfortOneRinse, снижающий количество необходимых ополаскиваний при стирке с 3-4 до одного раза. Это важно как для людей (в странах, где продается этот продукт, воду часто приходится брать из колодцев и носить вручную), так и для окружающей среды, потому что при стирке затрачивается и загрязняется меньше воды.
В Великобритании мы запустили в этом году концентрированные дезодоранты, содержащие меньше газа и за счет этого снижающие выбросы СО2 в атмосферу на 25%. Здесь же мы работаем с одним из наших поставщиков по снижению количества пластика в пластиковых бутылках. Это новая технология: внутри пластик частично наполняется воздухом, благодаря чему бутылки становятся легче. К тому же, это позволяет снизить количество используемого пластика до 15%. Мы планируем перейти на такие технологии и в других странах.
В Индии, Индонезии, Вьетнаме и ряде других развивающихся стран мы недавно запустили интересную потребительскую инновацию — детское мыло, которое меняет цвет по мере того, как ребенок моет руки. Смена цвета мыльной пены помогает ребенку понять, когда можно прекратить мылить ладони, потому что бактерии уже уничтожены.
Беседу вела Людмила Старостина